23.08.2022

 

Рынок онлайн-продаж в России растёт. Об этом рассуждали эксперты разных сессий, прошедших в рамках "Форума на Балтике". 

Президент АКИТ Артём Соколов напомнил, что в 2020 году число покупок в ecom увеличилось вдвое. Часть онлайн-ритейлеров не смогли справиться с потоком новых клиентов, но ошибки были учтены и исправлены в будущем.

По словам Артёма Соколова, в ecom используются несколько бизнес-моделей. Более 40% из оборота в этой сфере занимают маркетплейсы, ещё 40% – декаунтеровые компании (работают и офлайн, и онлайн), около 10% – интернет-магазины, остальное – трансграничные компании. Сегодня через онлайн-площадки торгуют 800 тысяч предприятий. Многие из них стараются кооперироваться. На данный момент в ecom продается всё, кроме алкоголя. Первое место среди приобретаемых онлайн продуктов у электроники, второе – у мебели и товаров для дома, третье занимает доставка еды. Стоит отметить, что каждая третья покупка электроники производится через интернет. Артём Соколов напомнил, что параллельный импорт сейчас активно проводится через ecom. А развитие маркетплейсов приводит к созданию дополнительных рабочих мест.

Директор по работе с ритейлом NielsenIQ Россия Константин Локтев сообщил, что на данный момент доля онлайн-торговли от общего рынка FMCG в денежном выражении составляет 6,9%. Он подчеркнул ряд трендов. Так, рост продаж товаров через интернет растёт при сокращении этих категорий в офлайне. Чаще всего, покупатели в онлайн-режиме приобретают детские товары – от подгузников до игрушек. 

Большинство продаж в ecom (80%) совершается в рамках промо, для сравнения в офлайн-режиме максимальный показатель – 44%. Обращает внимание, в 53% категориях растет размер скидок в онлайн-продажах, при этом обратный тренд отмечается в обычных магазинах. Здесь снижается количество промо-акций. Чаще всего, цены демпинговались по таким товарам, как корм для кошек, зерновой кофе и подгузники.

«Как себя чувствуют маркетплейсы? Это постоянная гонка. Наш опыт позволяет сделать подстройку под реальность, и стараемся, чтобы наши покупатели не чувствовали дискомфорт при обращении с ним», – подчеркнул заместитель управляющего директора по GR Ozon Владимир Гончаревич.

Исполнительный директор «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков предположил, что нет смысла ограничиваться, поэтому можно работать со всеми маркетплейсами, а развивать свой D2C стоит, если есть эксклюзивность. Обратную идею выдвинула консультант по маркетингу Дарья Гусева. Она представила свой опыт работы с компаниями по их выходу на интернет-площадки. По словам Дарьи Гусевой, маркетплейсы, как и социальные сети, имеют целевую аудиторию. Нет смысла заходить более, чем на две платформы. Важно сохранять свой бренд и уникальность.

Её поддержал генеральный директор No Logo Studio Николай Кочубеев. Он также рекомендовал компаниям прорабатывать свой образ и не выводить сразу весь товар, а также «прокачивать» IT-специалистов, чтобы они общались на одном языке с разработчиками маркетплейсов или с создателями иных интернет-площадок. 

Участники сессий также отметили необходимость расширения возможностей параллельного импорта, самозанятости, и борьбы с контрафактом. «Рынок растёт. Уход банковских систем, смена логистических цепочек и другие факторы будут и дальше развивать внутренний рынок. Профессиональным сообществом сформированы правила онлайн-торговли. Но есть и проблемы – это появление контрафакта, который снижает лояльность потребителей, но и здесь найдено решение», – заключил заместитель директора Департамента развития внутренней торговли Минпромторга РФ Сергей Лобанов.