26.08.2022

 

Торговля под санкциями стимулирует развитие экономики. Такое резюме было заключено в рамках бизнес-форума в Светлогорске. По сообщению заместителя директора Департамента развития внутренней торговли Минпромторга РФ Сергея Лобанова, российский рынок успешно подстраивается под новую реальность.

«На все новые вызовы торговля должна находить оперативный ответ. Сегодня у нас есть исторический шанс развернуться лицом к отечественным производителям. Российские бренды, наконец, должны получить существенные преференции, иметь возможность встать на полку, встретиться с потребителем и стать узнаваемым», – сказал Сергей Лобанов.

Его поддержал заместитель председателя правительства Калининградской области Дмитрий Кусков, подчеркнув, что регионы тоже ищут возможности для оказания помощи представителям оптово-розничных торговли. Это и изменение законодательства, и внедрение новых форматов продаж. Региональные власти стараются сдерживать цены для потребителя, а также обеспечивать доступность товаров. Сегодня руководство региона совместно с бизнесом видят точки роста для развития производств.

Также обсуждали вопросы логистики Балтики в непростых экономических условиях. В рамках форума прозвучало, что с постоянным вводом санкций возможности логистического доступа грузов в Калининградскую область постоянно уменьшаются.

Пока ритейлеры спокойно могут ввозить продукты из России автомобильным транспортом. При этом эксперты отметили, что сейчас постоянно надо искать пути доставки и решать проблему преодоления разных барьеров. Потому что цепочки поставок усложняются – становятся сложно предугадываемыми. 

Больший объем логистики региона приходится на автомобильные перевозки, меньший – на железную дорогу и морской путь. Быстрее всего границы пересекает замороженная продукция, с остальными товарами – сложнее. Так, при перевозке товаров по морю есть проблема в количестве реф-контейнеров.

Генеральный директор «Рустранссервис» Леонид Степанюк сообщил, что в регион обеспечено 25 судозаходов в месяц. Для паромов развита инфраструктура, работает четыре грузовых терминала и 120 причалов. Однако место загрузки (Усть-Луга) по качеству инфраструктуры вызывает вопросы. В профессиональной среде не утихают споры, зачем компании отправляют несанкционированный товар по морю. 

Леонид Степанюк напомнил, что раньше более 60% автомобильных перевозок обеспечивали ввоз и вывоз санкционки. На данный момент есть проблемы и с ними, и с железнодорожным транзитом. Единственное безопасное решение – перевозки по морю.

Генеральный директор «Рустранссервис» предложил ряд решений: создать морскую администрацию, разрешить паромам ходить на мазуте, запретить возить несанкционные товары, увеличить скорость обработки судна в портах, а самое главное – субсидировать тариф, которые в 2-2,5 раза выше других.

Начальник управления коммерческой деятельности «Балтийская стивидорная компания» Алексей Расторгуев сообщил о развитии внешнеэкономической деятельности. Калининградская область может принимать и отправлять все типы грузов, однако не хватает судов для их доставки или дальнейшего перемещения. Он также напомнил, что в конце июля Президент России подписал Морскую доктрину, благодаря которой появляется возможность строительства и реконструкции терминалов, которую необходимо использовать в регионах как можно скорее.

В регионе принимаются оперативные решения по логистике: выведено 9 судов на паромной линии Усть-Луга–Балтийск, частично восстановлен железнодорожный транзит.

Также эксперты отметили, что создание оптового рынка и внедрение четкой логистики позволит дополнительно раскрыть возможности экономики региона.

Основная доля складских площадей относится к сегменту BTS – сортировочные центры класса А и В. Динамика цен на аренду складских площадей имеет прямую корреляцию с динамикой цен на склады в Москве и регионе. В горизонте 1-2 лет появляется возможность сокращения транспортных расходов по доставке не санкционных товаров из стран ЕС с перегрузкой в Калининграде. Суммарная экономия при организации поставки импорта через Калининград составит 88328 ₽ на 1FTL.